Патерики, или "отечники", - особая разновидность агиографической литры. Это сборники произведений о святых какой-либо местности: монастыря, города, страны, целого региона. Патерики относятся к учительной литре Средневековя, прямо не связанной с богослужеыной практикой. Патерик - жанр объединяющего характера. Он мог включать произведения разных форм при доминировании агиографических. Произведения, входящие в состав патериков, имели тематическую общность и единую целевую направленность. Время в патериковых рассказах можно определить как "слабометричное" и "событийное". Изображение героя в патерике предполагало его перемещение по вертикали духовных ценностей про сужении житеёского пространства, где "воин Христов" совершал свой подвиг, до границ монастыря, кельи, пещерки. Герой патерика - "малый" святой, поэтому источник сведений о нём скуден. Это давало простор для возникновения биографических гипотез романного толка, вело к беллетризации повествования. Автор патерика, рассказывая о раскаявшихся грешниках, ставших монашами, о вражде между духовними братьями и других теневых сторонах монастырской жизни, мастерски использовал приём воспитания христианской нравственности "от противного". Каждый памятник, созданный в этой форме, обладал специфическими чертами: Египетский поэтизировал крайние степени аскезы и отличался интересом к демонологическим видениям; для Римского характернр детальная разработка темы загробного существования праведников и грешников; Синайский выделялся обилием "слов", напоминающих любовно-приключенческий роман. Первые "отечники" стали известны на Руси уже в 11-12 вв. Первым оригинальным произведением этого жанра в русской литре считается патерик К-П монастыря, основанного в середине 11 века. Хотя он датируется 1406 годом, сборник произведений монастыря и его святых сложился значительно раньше, к исходу первой трети 13 века. Состав первоначальной редакции был реконструирован Шахматовым и Абрамовичем. Основу патерика образовывали ппроизведения разных жанров: эпистолярного, агиографического, легендарно-исторического. Поводом для создания патерика послужило неиноческое поведение Поликарпа,возжелавшего славы и власти. Широк и многообразен круг источников, использованных авторами патерика. Разумеется, первоосновой сведений о печерских святых для Симона и Поликарпа послужил монастрырский эпос, родовые предания, народные легенды. Неизбежность обращения к фольклорной традиции была мотивирована тем, что героев патерика от времени жизни его создателей отделяли десятки, а иногда и сотни лет. К-П патерик принадлежит к уникальным явлениям древнерусской литры. Процесс формирования, распространения и редактирования памятника проходит через всё временное пространство русского Средневековья. В истории К-П патерика выделяют 2 периода наиболее интенсивной редакторской работы над текстом памятника - 15 и 17 века. И з рассказов К-П пат мы узнаём, как лавра росла и богатела, воияла на исход борьбы князей за киевскоий стол, какой устав регулировал монастырскую жизнь, как совершали свой подвиг "трудничества! первые печерские святые. К-П п свидетельствует о неотделимости в сознании его авторов монастырской истории от общерусскогои мирового исторического процесса. Честь основания главной святыни Печерского монастыря - церкви Успения Богородицы - Симон делит между представителями 3 культур: славянской, греческой и скандинавской. В К-П п существовало 2 идейных центра - Антоньевский и Феодосьевский.Пострижение в монахи расценивается не как бегство от мира, а как способ активного воздействия на течение и характер земной жизни. Творимые печерскими святыми чудеса - вариации евангельских чудес умножения пищи, исцеления бесноватых и прокажённых, воскрешения мёртвых. Образная система агиографического произведения была основана на антитезе: святомы противостоял антигерой, который чаще всего принимал облик беса. Бесы в рассказах патерика имеют сугубо материальный облик.