Максим Грек(ок.1470-1555).Михаил Триволис,грек,вошел в ист.итальянской культуры Возрождения как сподвижник великих гуманистов конца 15в.Под влиянием идей Савонаролы принял  католичество и стал монахом доминиканского монастыря Сан-Марко во Флоренции.В 1516 М.Г.выехал по запросу Василия3 в Москву,переводить церковные книги.
    У русских сложилось двоякое отн.к М.Г.:они почитали его за ученость,но испытывали страх перед его «книжным»вольнодумством иностранца.М.Г.-исправлял ошибки в богослужебных книгах,не считаясь с церковной традицией.В1525 Соборный суд обвинил его в «растлении»церк.книг, оскорблении рус.святых и безосновательно-в тайных отн.с турецким правительством и как изменник и еретик был осужден на заточение в Иосифо-Волоколамский монастырь.Церковный собор 1531г.повторно объвинил М.Г.в порче церковных книг.Писательбыл сослан в тверской Отроч монастырь под надзор епископа Акакия.В 1551г.он был переведен в Троицко-Сергиву лавру,где ч/з 5лет умер.
     Этическая основа позиции М.Г.в религиозно-политической борьбе эпохи заключалась в убеждении, что искоренить зло поможет не перестройка русской церкви и реформа института монашества,а просвещение человека.В «Беседе Ума к Душе»М.Г.уподоблял жизнь человеческой души плаванию корабля в бурном море. Человек ренессанской культуры,М.Г.первым из русских писателей Средневековья поднялся до высокой самотценки личности писателя,считая свою лит.деят.подвигом,выступал с проповедью просвещенного абсолютизма:он мечтал видеть на русском троне просвещенного правителя.В жанрово-стилевом отношении произведения М.Г. тяготеет к вопросно-ответной форме,любимые жанры-«слово»и»беседа»Стиль ориентирован на книжную норму,философская обощенность образов,сравнений,аллегории.
   Осн.положения:
-философско-этическое осмысление проблем века,
-полит.идеал-гармония м/у светскими и духовными властями,
-обличение суеверий,астрологии,алхимии,
-просветительский хар-р творчества,
-строгое следование»книжному стилю»
-обилие аллегорий и символов