По образу и подобию Киево-Печерского патерика в 30-40е гг. 16в.был создан патерик Иосифо-Волоколамского монастыря, куда вошли произведения о святых иосифлянской школы русского монашества: об Иосифе Волоцком, его учителе Пафнутии Боровском, их учениках и последователях, а так же рассказы, бытовавшие в этой монашеской среде. Создателем Волоколамского патерика (В.П.) был племянник Иосифа Волоцкого Досифей Топорков,но текст авторской редакции произведения до нас не дошел (скорее всего, он погиб во время боев под Москвой в 1941г.), мы судим по более поздней редакции, выполненной в 60-х гг. 16в. Вассианом Кошкой.
    Оба писателя принадлежали к иосифлянам, были людьми энциклопедических знаний и универсального таланта. Материал для патериковых рассказов дала им жизнь в обителях Москвы, Боровска, Твери и других городов, поэтому произведение вышло за рамки «агиографической монастырской летописи».
     В В.П. обосновывался союз «царства» и «священства» в борьбе за единение страны, за искоренение еретических учений и пережитков язычества. Памятник донес до нас такие ценные исторические свидетельства, как рассказ о потрясшей страну в 1427г. Эпидемии «черной смерти» (бубонная чума). Патерик содержит эскиз первой в русской литературе картины «пира во время чумы». Верный принципу контрастности изображения, средневековый писатель показал, что люди преодолевали страх смерти по-разному: одни молились и постригались в монахи; другие «питию прилежаху».
      С событиями «великого мора» в патерике связан цикл эсхатологических сказаний, где в форме хождения некоей инокини по раю и аду раскрывалась традиционная для литературы Средневековья тема загробной жизни человека. В отличии от Киево-Печерского патерика Волоколамский испытал более сильное влияние со стороны переводных «отечников» особенно  Римского патерика Георгия Великого (590-604), 4ая книга которого была посвящена проблемам эсхатологии. Но русская интерпретация загробной жизни отличалась, от римской.
     Эсхатологические рассказы В.П. имеют публицистическую направленность: в раю инокиня встречает князя Ивана Даниловича Калиту и митрополита Петра, с чьими именами связано возвышение Москвы, а в аду видит мучения литовского князя Витовта, образ которого стал олицетворением врага Русской земли. Гуманистический пафос рус. эсхатологич. Легенды сказался в том, что м/у раем и местом вечных мучений она поместила «агарянина, милостливого и добродетельного». За «зловерие» татарин после смерти обрел обличье пса, но был одет Богом в соболью шубу ради добрых дел: он выкупал христиан из плена и отпускал их на свободу, и так же птиц.
      Потусторонний мир представлен В.П. в ярких и зримых образах: рай- светлое и в цветах, а аду человек по прозванию Петеля, собравший нечестно много богатства, ходит нагой и обгоревший. Путь в рай преграждает огненная река, мостом ч/з кот. может стать милостыня:мост образуется телами нищих кому ты дал милостыню. В.П. сближен с народными представлениями о загробном мире.
      Формируя представление о загробном мире, русский автор больше опирался на зрительные, чем на звуковые образы:в раю нет ангельского пения, в аду – скрежета зубовного. Но нет и тишины:постоянно слышны вопросы инокини и ответы ее вожа.Главным становится описание людей,кот.встретила инокиня:историч.деят.,добродетели,собственные имена. Актуализация темы смерти и потустороннего мира в В.П. связана с защитой института монашества от еретиков, кот.выражали сомнение в существовании загробной жизни и на этом основании отвергали главную функцию «черноризцев» как молитвенников за умерших.
      Другой цикл патериковых «слов» посвящен национально-патриотической теме. Действие восходит  к временам Золотой орды и событиями на р. Угре 1480г.Это,н-р,рассказ о мученике Никандре,кот.за отказ бросить крест в огонь подвергли пыткам:помалу резали шею. Герои агиографич. легенд периода «батыевщины»- монах и девица, два воина оказавшиеся в плену во время нашествия кочевников. Патериковые рассказы о них прославляют подвиг во имя веры, патриотизм, твердость духа.Монах благословляет девушку на защиту чести с оружием в руках. Рус.воин,перекрестившийся перед смертью, попал к Христу,а предавший в руки дьявола.
    Жанровый состав памятника:поучение Иосифа Волоцкого об общежительстве и личном нестяжании монахов, дидактические новеллы на тему «бесования женского», популярные в монашеской среде, «летописные» фрагменты об истории города Волока-на-Ламе,рассказы воспоминания о святых,бывших современниками Досифея Топоркова и Иосифа Волоцкого(И.В.). Если легендарная часть патерика занимательна и остросюжетна, то мемуарная больше содержит историч.и бытовые подробности,т.к.минувшие события не успели подвергнуться процессу фольклоризации, стать монастырским преданием.
     Мемуарного характера – «слово» об Арсении Святоше, в миру Андрее Андреевиче Голенине, потомке удельных ростовских князей и бояр, ставшем монахом и любимым учеником И.В. Большая часть жития Арсения Святоши посвящена объяснению причин его постряжения.
    Образ Арсения лишен элементов исключительности и дух.максимализма. Нет семейного конфликта(с мамой по поводу ухода в монастырь,ушел после ее смерти – в сравнении с Феодосием Печерс.). Житие А.С.пронизано светом любви сначала к родителям,затем к И.В.
     Популярностью В.П.не вышел за рамки 16в.,т.к.1)монастырь И.В. к 17в.уступил лидерство Троицко-Сергиевой лавре.2)патерик И.В.прославлял святых одной школы русского монашества,что изначально определило сферу его распространения.Малочисленость памятника-одиозность личности И.В.,канонизация кот.затянулось на столетие.В патерике Дисифея осуждались игумены монастырей,как Савва Тверской,наказанный болезнью рук за то что жезлом учил монахов божью слову.
      Мотив возмездия за добро и грехи – центральное с «слове»об исцеленном поселянине,кот.Досифей услышал от брата Иосифа Волоцкого Вассиана.Это живое свидетельство живучести языческих верований в нар.среде.Позиция официальной церкви по этому вопросу,зафиксирована в «Стоглаве»,сказалась в развязке патерикового рассказа:поселянин,молившийся святому мученику Никите,выздоровел,а люди ходившие к волху-умерли.В коротких занимат.рассказах,не только из монастырского быта, В.П.отразил уровень дух.развития общ.16в..