Александр Невский правил во Владимире и Новгороде. Ему принадлежат победы в Невской битве, Ледовом побоище. Житие зарождается по инициативе Митрополита Кирилла и его сына Дмитрия. Житие связано с Владимирским Рождественским монастырём. 13-17 вв - житие выдержало 15 редакционных правок. Редакция появляется и в 18 в,когда по указу Петра I мощи Александра Невского были перенесены в Александро-Невскую лавру в Петербурге.Невский стал небесным защитником Петерурга.От редакции к редакции росло светское начало в произведении.В основе произведения,скорее всего, лежит монастырское предание о чуде:"Егда убо положено бысть святое тело его в раку,тода Савастиян иконом и Кирл митроплит хотя розъяти ему руку,да вложита ему грамоту душевную. Жизнеописание Александра не похоже на классическое житие. Автор,безусловно,знаком с агиографическим каноном: упоминает о благочествых родителях,инакововсти.Но в целом это произведение больше похоже не на житие,а на воинскую повесть, и по лексике,и по структуре.Также здесь описания баталного типа. которые доказывают,что и во времена батыевщины не первелись ещё русские богатыри.Автор сравнивает героя с Иосифом Прекрасным;по мудрости -с Соломоном,по силе -с ветхозаветным Самсоном.Это придаёт Александру Невскому эпическую силу, сказочный, былинный размах. На протяжении всего произведения он непобедим.В житии Александра,вопреки канону, в кульминационный момент перечислено 6 подвигов,которые совершил не Александр, а люди его окружения и новгородское ополчение.Автор знает их по именам. 6 героев+ Алксандр=7.Число символично: гармония, единство князя и народа. В этом единстве автор видит залог победы. Дмитириев считает,это восходит к какому-то фольклорному источнику.Возможно,эта часть жития является сколком героической песни 13 века.Каждый герой Невской битвы изображён как эпический герой. Автор напоминает читателю,что Бог на стороне правого. Образ героя многопланов (что тоже отличает произведение от классического жития). У Александра, помимо воинского дара,существет и другой дар:он дипломатичен. В отличие от безрассудного князя Игоря, Александр владеет политумом. Дипломатич.талант Александра виден том,как он ведёт полемику с послами Скандинавии.Европа готова помочь,если русские заключат унию с католиками.Александр Невский вопросами веры не поступился , в союз с папой римским не вступил. "Житие Алесандра Невского" писал современник событий. Рассказ лирически взволнован,сорет чувством,особено,когда речь идёт о смерти князя. Из жизни героя исключены те события, которые разиваются в мирной обстановке. Это избирательность говорит о том ,что перед нами художественное произведение , а не летописный свод. Подвиги князя прочно вписаны в контекст мировой истории: небесное вонство помогает Александру, как в библейские времена царю Езекии при осаде Иерусалима; Бог поддерживает князя, как некогда Ярослава Мудорого в его борьбе со Святополком Окаянным; слава о победах русского полководца гремит "и об ону страну моря Варяжского, и до великого Рима. Чем дальше отсоял агиораф от времени жизни своего героя, тем легче житие вписывалось в схему. неизвестные факты заменялись биографиескими гипотезами. Житие Александра,написанное современником князя, богато историческими подробностями,оно воскрешает страницы героической борьбы рукого народа с вражескими 13 века (битву со Шведами на Неве и Ледовое побоище,сложные взаимоотношения Руси с Ордой и католической Европой). Главное в этом произведении - увидеть за узко национальным и конретно историческим непреходящее и значимое для всех людей. Произведение об Александре Невском принадлежит к шедеврам древнерусской литературы и, как всякое великое хуожественное творение,не укладывается в традиционые жанровые рамки.В различных списках и редакциях оно именуется то "повестью о житии",то "словом", то "житием". Используя композиционую схему жития и идеализирющий принцип изображения героя,поучает читателя через яркие "чувственные" образы, потрясающие воображение картины- Чувство всенародого горя после смерти князя