"Героическая тема в русской литературе периода монголо-татарского нашествия. Анализ "повести о разорении Рязани Батыем".
Расцвет в литературе героической темы (темы войны и мира) 13-14 вв - становится доминантной подчинила себе всё жанровое многообразие литературы. Пишутся не только воинские повести ,но и жития святых, хождения, слова. Произведения на эту тем слагались в Рязани ,Киеве, Галиче. Главные вопросы литературы: " Кто виноват? Что делать?". Некоторые авторы видят поражение русских в том, что они много грешили ,следовательно, советовали русским избыть грех путём очищения. Были и те писатели,которые называли конкретных виновников трагедии. Искусством слова выделялся Серапион Владимирский ,киево-печерский монах, а затем вадимиро-суздальский епископ. В его словах, поучениях нарисован портрет Руси середины 13 века, поруганной врагом. Серапион называет виновниками князей, которые не радели общими интересами.Спасение народа он видел в нравственном очищении и молитвенном подвиге. Писатели иногда иначе отвечали на вопрос "что делать?". Способ борьбы с врагом не молитва, а рать. Борьба до последнего защитника.
Первым литературным откликом на события трагического для русичей 1223 г стала летописная "повесть о битве на реке Калке". В ней рассказывалось о вынужденном военном союзе руских князей с половцами и о бесславном исходе их битвы с монголами-татарами. К разгрому войск союзников привело отсутствие единства действий между русскими и половцами, "великая распря" между князьями Мстиславом Галицким и Мстиславом Киевским".
Исторические повести древнеруской литературы в большнстве своём являлись воинскими повестями, они отражали рост национального самосознания и излагали события, связанные с защитой родной земли от иноземцев. Мужество являлось отличительной чертой древнерусского воина и прививалось ему с дества. В летописях ,воинских повестях. житиях, наконец, неоднократно подчёркивалось пренебрежение к смерти, готовность воина во имя исполнения долга пренебречь самым дорогим. В древнерусской литературе не было образа человека, не выполнишего своего долга перед Родиной, испугавшись смерти на поле боя. Сборы воюющих сторон и все последующие боевые действия изображались в древнерусской литературе так, как они должны были происходить согласно обычаю. Перед выступлением в поход князь усердно молился. Так, в "повести о рззорении Ряани Батыем" великий князь Юрий Ингоревич молился в церкви Успения Богородицы.Описание боя представляло кульминацию повествования, к котрому сходлись все сюжетные нити, его исход разрешал все вопросы. Картина боя в произведениях средневековой лиературы исполнена величия и глубокого смысла. Если в эпосе бой часто изображался так, как он представлялся одному бойцу ,вступившему в рукопашную схватку ,то в исторических повестях перед нами широкая батальная картина, описаная как бы сторонними наблюдатлями. В "повести" несколько раз, как рефрен, повторяется образ смертной чаши ,которю пришлось испить всем русским людям: и князю, и дружине, и простым горожанам. Смерть князя или воина не вызывала страха, а ождало чувство светлой грусти. Воинские повести, летописи, сказания слежили патриотическим целям, они исплнены тревогой за судьбы родины, пробуждали любовь к родной земле и ненависть к её врагам.
В 13-14 вв героическая тема затрагивает житийную лит-ру .приводитк тому, что на первый план выдвиаются 3 группы житий:
1) жития мучеников (Михаила Черниговского ,убитого в Орде)
2) Жития основателей монастырей
3) жития князей-воинов
в 13 веке возникает " Житие Александра Невского". Он правил во Владимире в Новгороде. Ему принадлежат победы в Невской битве, Ледовом побоище. Житие зарождается по инициативе митроплита Кирилла и его сына Дмитрия.
"Повесть о разорении Рязани Батыем" ( + с. 174 учебника). История рязанского княжества до его раззорения ордами Батыя наполнена братоубийственными раздорами рязанских князей между собой с их северными соседями -князьями владимирскими. "Повесть" условно выделяется исследователями из цикла сказаний о Николе Заразском. В цикл входят рассказ о перенесении иконы Николы из Корсуни (Херонеса) в Рязань, собственно повесть о захвате Рязани Батыем и расказ о чуде ,происшедшем от иконы Николы
Зарзского в Коломне, куда она была перенесена в 1513 г. И сам цикл, и даже его компонент - "повесть о разорении Рязани" - складывались постепенно. В основу его егли ,видимо, легенды и предания, возникшие непосредственно после изображённых событий. Не позднее 14века, как полагал Лихачёв, сформировался основной сюжет "повести", но заключительная часть - плач Ингваря Ингоревича о погибших рязанцах - была включена в её состав ещё позднее. Фольклорная струя "повести" удивительно сближает её со "словом о полку Игореве". Свою окончательную форму, в котрой нам известна по спискам 16 и 17 вв, в двух своих редакциях. Прославление доблести рязанских кязей и их воинов, "удальцов рязанских" - основной мотив повести. Когда князь Юрий Инваревич обращает взор на своих соратников. то выражение "мужественно ездяше" указывает на их постояный эпический признак - всегда готовые храбро сражаться. Желая подчеркнуть , как "крепко и мужественно" бьются рязанцы, автор прибегает к эпической гиперболе: один рязанец борется с тысячью. Все эпические образы и приёмы , гармонично сочетаются в "повести" с высокой патетикой, присущей стилю монументалього историзма, к нему прибегает, например, автор, рисуя картину разорённой врагами Рязани. Контраст шумной яростной битвы и могильной тишины, нарушаемой лишь плачем по погибшим, - образ необыкновенной художественной силы придавала роду рязанских князей, завершащая "повесть" - это по словам Лихачёва, литературный шедевр, стилистиеческая выделка его "доведена до медальной чеканности". Вся эта похвала, словно тирада, произносимая на одном дыхании, всё с новых и новых сторон раскрывающая собирательный (хотя идеализированный) образ рязанских кнеязей, исполненных всех возможных добродетелей и достоинств. Звучит как некрологическая похвала. Но в ней совершенно не отразились трагические обстоятельства гибели рзанских князей.
Никода до этого произведения не было оно исполнено такой веры моральную силу русских бойцов: в их удаль, отвагу стойкость и преданность Родине. В"повести" мало летописного ,в ней не так уж выявлена фактическая сторона событий, а с другой стороны вся она подчинена лирическому настроению ,её рассказ полон внуреннего пафоса. В.Л. Комарович: " публицистическая нота, на которой держится всё лирическое напряжение". Автор "повести" в отличие от "слова" обращается к мёртвым князьям уже испившим общую "смертную чашу" и в полседний момент искупившим своею кровью, пролитою за Рускую землю, преступления усобиц.
План
- Краткое сообщение о перенесении чудотворного образа из г. Корсуни в рязанскую землю.
1) Рязанские князья посылают ответ Батыю. Это предание летописи разбивается местными зразским преданием о гибели Фёдора ,его жены и сына, наполненным фольклорным содержанием
2) Расказ о гибели рязанских князей-братьев. Изобилирует народными песенными мотивами
3) Вставка - рассказ о мучительой гибели Олега Касного. Эпизод с Евпатием имеет поисхождение народного оса.
5) Заключение:
а) подробный расказ о похоронах павших князей
б) плач Ингваря Ингоревича по павшим
в) Похвала рязанским князьям и сообщение о вокняжении Игваря Игваревичаи об обновлении им Рязанской земли