Хождение как жанр.Древнерусская литература имела широкую и хорошо разработанную систему эпических повествовательных жанров. Почётное место в ней, наряду с жанрами "повести" и "сказания", занимало "хождение" - рассказ о путешествии, созданный с познавательно-назидательной целью. По подсчётам учёных, записки о путешествиях ("путники", "странники", "паломники", "посольства", "скаски", "хождения") составляли значительную часть произведений русской литературы 12-17 вв. Известно более 70 сочинений, среди которых около 50 оригинально-исторических и свыше 20 переводних и легендарно-апокрифических. Однако долгое время "хождения" оставались вне поля зрения литведа, изучались в основном лингвистами и историками, так как относились к документальной прозе Средневековья. Реабилитировать жанр, выявив специфику его художественной природы, удалось благодаря работам М.Н.Сперанского, В.В.Данилова, Д.С.Лихачёва, Н.И.Прокофьева. Заслугой последнего исследователя является решение вопросов, связанных с определением положения "хождения" в системе жанров средневековой литры, с типологией и эволюцией этой формы.
                  Проблемы истории и теории жанра. В путевой литературе Древней Руси Н.И.Прокофьев выделяет 5 групп "х.": 1)документально-художественные произведения очеркового порядка, составленные на основе личных впечатлений (х. игумена Даниила); 2)"путники" - краткие практические указатели маршрута ("сказание Епифания мниха о пути к Иерусалиму"); 3) "скаски" - записи устных рассказов русских людей, побывавших в чужих странах, или приезжавших на Русь иноземцев (х. Арсения Селунского); 4) статейние списки - отчёты русских послов о поездке за границу с дипломатической миссией; 5)легендарные или вымышленные рассказы о путешествиях, составленные с публицистической целью (летописное хождение апостола Андрея по Руси). Большое влияние на становление жанра оказали греческие проскинитарии. Пр. представлял собой по протокольному сухой перечень мест и связанных с ними событий библейской истории с указанием направления движения и расстояний между досопримечательностями христианского Востока. Самыми популярными в средние века были пуиешествия к христианским святыням, совершиемые паломниками (или "каликами"). Человек открытого пространства, в дороге он ощущал себя свободным от социальных условностей и забот и жил мечтой - увидеть "небесный град" Иерусалим, молитвой у гроба Господня избыть горе или грех. Путь паломников обычно лежал в Иерусалим и Царьград, крупнейшие центры христианской и мировой культуры. Совершая путешествие по святым местам, сталкиваясь в пути с людьми разных национальностей и вероисповеданий, паломник приобщался к истории человеческой цивилизации. Герой путевой литры находится в постоянном движении: перемещаясь по горизонтальному пространству, он путешествует "по суху" и "по морю", а его душа в это время совершает восхождение к вершинам христианских добродетелнй. Путник - человек проницательного и трезвого ума, который в своей повседневной жизни больше руководствуется опытом, чем верой. Создатель хождения, следуя канону, открывал произведение вступлением, гланая цель которого - завоевать расположение т доверие читателя, настроить его на восприятие рассказа о вечных ценностях, содержит сведения о нём. Основная часть - цепь путевых описаний и зарисовок, которые изредка прерывались лирическими размышлениями автора или его суждениями по поводу увиденного. Заключительная часть - молитва Богу, обращение к читателю. В языковом плане характерно использование иностранной лексики, церковнославянизмов, фразеологии, опора на живую разговорную речь, иногда с сохранением диалектов и просторечий. В 12-13 вв. в русской путевой литературе преобладали паломнические хождения, где главным было описание достопримечательностей Ближнего востока. С 14 столетия появляются новые типы - "грсть торговый", посол по государственным или церковным делам. Происходит постепенное и неклонное обмирщение жанра, которое сказывается и на содержании путевых записок, и на форме традиционных хождений. В16-17 вв формируется новая жанровая разновидность - землепроходческие хождения. Традиционные паломнические хождения, интерес к которым поддерживался церковью, продолжали совершать и описывать в 18-20 веках.
                        "Хождение" игумена Даниила в Святую землю. У истоков древнерусской литературы путешествий стоит памятник, созданный игеменом Даниилом. Сведений о личности и судьбе автора в произведении мало, что рождает в науке споры о том, кем был Даниил, когда и с какой целью он совершил путешествие. Возможно, Даниил был постриженником Киево-Печерской лавры, игуменом одного из черниговский монастырей. Воспрос о тм, кем Даниил был до принятия монашества, среди исследователей не имеет однозначного решения: В.В. Данилов склонен видеть в нем вотчинника-земледельца; Б.А. Рыбаков - человека причастного к военному делу, о чем свидетельствует описание увиденных им фортификационных сооружений. Долгое время ученые датировали путешествие Даниила в Святую землю, длившееся более 2 лет, 1113-1115 годами, затем на основе анализа исторический реалий - 1106-1108. Однако последние разыскания позволяют сделать вывод, что оно могло состояться еще раньше - с 1104-1106 или 1107. Главная задача русского поломника - не только "поклониться Гробу Господню", но и описать "желанную ту землю и места сватаа", где Христос "претерпе страсти нас ради грешных". Подходя к Иерусалиму, он испытывает чувства "великой радости" до "слез пролития". Хождение Даниила - органический сплав реального и легендарного, канонического и запрещенного официальной церковью. Русский паломник, воскрешая в памяти, а затем излагая на бумаге события Священной истории, не раз обращался к апокрифическим сказаниям. Его произведение пронизано пафосом радостного узнавания известного по книгам и по рассказам тех, кто совершал хождение до него. Больше внимания автор уделяет природе Палестины, экзотическому для русского человека миру. В отдельных очерках пейзажные зарисовки занимают от трети до половины объема. Религиозно-символический пейзаж в Хождении призван напомнить читателю о гневе Всевышнего, неизбежности Страшного суда и "вечной муки", которая ждет грешников в аду. Практицизм и наблюдательность Даниила сказывается в том, что он берет на заметку, чем богата та или иная местность. Один из самых подробных искусствоведческих очерков посвящен церкви Воскресение Господня в Иерусалиме. Даниил обращает внимание на необычное завершение церкви. Для стиля произведения характерен лаконизм и даже скупость языковых средств. Эпитетика поражает своей традиционностью, повторами одних и тех же определений. Среди синтаксических конструкций преобладают простые и сложносочиненные. Повествование от первого лица придает Хождению характер непосредственности и задушевности. Постоянные ссылки на личный опыт. в заключительной части Хлждения автор формулирует главный урок - "Поистине вера=добрым делам". Произведение дошло до нас в многочисленных списках (более 150:).