Русская агиография XVII в.  поражает широким  диапазоном своего внутрижанрового состава. Она вбирает в себя жития основателей монастырей (Трифона Вятского, Корнилия Палеостровского), отшельников и пустынножителей (Никандр Псковский, Никодим Кожеозерский), русских патриархов(Никон, Иоаким),мучеников(Галактион Волгоградский, Дмитрий Угличский).
Существенны жанрово-стилевые отличия житий XVII в. Если  «Житие Анны Кашинской» - многословное подражательное сочинение, отмеченное традиционными для жанра «общими местами», то «Житие Феодора Ртищева» ближе к похвальному слову, чем к сочинению биографического характера. Его автор отходит от хронологического принципа в изложении событий, располагая их систематически, как иллюстрации к той или иной добродетели героя. Биографию исторического лица, а не жизнеописание святого напоминает произведение о Трифоне Вятском.
Агиография XVII в.  уходит от застывшей композиции в сторону свободного повествования. Традиционная композиция жития деформируется за счет включения в основной текст посмертных чудес святого, количество которых может измеряться несколькими десятками, как в «Житии Адриана и Ферапонта Монзенских». Становится разнообразной и сама типология чудес.
Агиографы  XVIIв. Не дорожат чистотой жанра, смешивая в рамках одного произведения разные типы житийного повествования и даже выходя за границы жанра. Рассказ о преподобном может приобретать черты жития юродивого, пустынника, миссионера, включать мотивы хождения и странничества. Показательна в этом отношении житийная биография Трифона Вятского, основателя нескольких монастырей и пустынь.
Жития святых XVII в. напоминают пестрый калейдоском событий и лиц. В них много известных и безвестных персонажей. В «Житии Адриана и Феодора Монзенских» нашли свое отражение исторический события Смуты, голод 1601 года и нашествия поляков. Для житий новых святых характерно воинствующее бытописание: с невероятным трудом по бездорожью доставляет жернова в монастырь Серапионн Кожеозерский, на монастырских гумнах в Ферапонтове Монзенском монастыре бушует пожар; заблудившееся стадо на третий день пригоняет в монастырь огромный медведь(Житие Симона Воломского). Авторы житий также часто отходят  от риторики, «украшенного» стиля. В их произведениях меньше заимствований из ранних памятников агиографии цитат из книг Священного Писания. Также присутствует усиление личностного начала, требующего расширения круга реальных сведений об авторах житий.
Дальнейший процесс преодоления жанровых канонов ведет к появлению произведений автобиографического типа, какими являются житие Мартирия ЗеленецкогоЮ житие-завещание Герасима Болдинского, автобиографический «Свиток» Елеазара Анзерского.