№ 24 (!) На певое место в искусстве русского Предвозрождения выходит внимание к жизни человеческой души. Росту личностного начала в литературе способствовала эпоха длительного противостояния Руси завоевателям. На протяжении 14-15 вв литература, с одной стороны, воспевала ратный подвиг, "безумство храрых" ,подобных Евпатию Коловрату, с другой - подвиг монаха-отшельника, предполагающий молитвеное самоуглубление, напряжённую работу души. Русские писатели 15 века - люди высокой филологической культуры, задача которых - выявить "сверхсмысл" слова. Отсюдатакое внимание к контексту, "проявляющему" новые оттенки значения привычных слов,стремление избыть обыденность звучания знакомых выражений, ставших литературными штампами. Живописный стиль произведений митроплита Киприяна, Епифания Премудрого, Пахомия Серба, где часто используется приём "игры словами", имеющими один корень. Учёные сравнивают с колористикой икон 15 века. богатой оттенками одного цвета.
       Самое харатекрное и самое значительное в изображении челоека в 14-15 вв - это своеобразный "абстрактный психологихм" Согласно ортодоксальным взглядам церкви ,человек обладает свободой воли, выбора между добром и злом. Каждый человек может решительно изменить свой путь. Грешник на любой ступени свого падения может покаяться и стать сразу же праведником. Все психологические состояния,которыми так щедро наделяет человека житийная итература 14-15 в - только внешние наслоения на основную, несложную внутренюю сущность человека,доброй или злой, определяемой решением самого человека встать на тот или иой путь. В житии Стефана Пермского все жиели Перми ведут себя диаметрально противоположным образом до крещения.