"Житие Феодосия Печерского было написано иноком Киево-Печерского монастыря Нестором, которому больштнство исследователей приписывают и создание "ПВЛ". По вопросу о времени возникновения жития мнения учёных расходятся. Одни (А.А.Шахматов, М.Д.Приселков) относят его к 80-м годам 11 века, считая, что произведение было издано вскоре после смерти печерского игумена, когда память о нём была ещё свежа, что объясняет обилие исторических и бытовых подробностей, внутреннюю хронологию и поразительную точность о жизни Феодосия. По мнению других исследователей (С.А.Бугославского, И.П.Еремина), житие было создано в начале 12 века, когда вокруг личности Феодосия уже возник ореол легенд. Однако кажется странным, что в произведении не упомянуты такие этапные события в истории К-П монастыря, как освящение Успенского собора (1089) и перенесение мощей святого (1091). Феодосий скончался 3 мая 1074 года, следовательно, житие е могло быть написано раньше этого срока. Канонизация произошла в 1108 году. Наличие жития - непременное условие причисления к лику святых, поэтому работа Нестора, скорее всего, была приурочена к этому событию. Срели "информаторов" агиографа келарь К-П монастыря Феодор, один из монастырской братии, кто, проделав дырочку в двери, видео, как умирал святой, игумен Михайловского монастыря Софроний и др. Следуя жанровому канону, Нестор наполнил произведение традиционными для жития образами и молитвами. Во вступлении используется литературный приём самоуничижения. Опираясь на жанровый канон и активно изпользуя в качестве источников памятники византийской агиографии, Нестор смело выходит за рамки дозволенного "списателю жития", проявляя художественную оригинальность и самостоятельность. Нестор нарушает одно из главных жанровых правил - изображать  святого вне конкретных примет времени и народов. Автор стремится передать колорит эпохи, что превращает произведение в источник ценных исторических сведений. Из него мы узнаём, какой устав регулировал жизнь в Киево-Печерской лавре, как монастырь рос и богател, вмешивался в борьбу князей за киевский стол, способствовал развитию книжного дела на Руси. Основная часть жития напоминает "агиографическую летопись" К-П монастыря, так как включает в себя рассказы о духовных наставниках, сподвижниках и учениках Феодосия. Это способствует раннему включению жития в К-П патерик. Ф.П. в изображении Нестора - это не монах-затворник, а рачительный хозяин, строитель и дипломат, который сумел сделать монастырь из пещерного наземным, ввести общежительный Студийский устав, привлечь к своей деятельности покровителей из богатой и влиятельной боярско-княжеской среды. Ф.П. обладал талантом просветителя и писателя-публициста: он воспитывал в монахах любовь к пище духовной, участвовал в изготовлении книг, мастерски владел словом и пером. Русские агиографы 11-12 веков сделали немало открытий в области изображения "внутреннего человека". Автор жития не случайно излишне подробно рассказал о детстве героя, его родителях и ранней любви к Богу. Начало жития на первый взгляд перегружено биографическими подробностями. Это происходило не только по причине хорошей осведомлённости Нестора, но и в силу стремления агиографа, нарушая канон, показать духовный рост Феодосия. Реальный жизненный путь святого был стремителен и короток (он умер, не дожив до 40 лет), однако обилие и многообразие сделанного им рождает иллюзию продолжительности его жизни и подвижнеческой деятельности. Нарушался традиционный для жития хронотоп. Жизненное пространство монаха должно было ограничиться стенами пещерки, кельи, монастыря, в то время как его душа совершала восхождение по лестнице христианских добродетелей и окрывала мир вечных ценностей. Пострижение Ф. в монахи только упрочило и разнообразило его связи с "земным", поэтому геройный мир жития не сужается, а стремительно расширяется. Основную часть монвшеской биографии Феодосия Нестор строит как цикл новелл, каждая из которых иллюстрирует одну из добродтелей святого: смирение, трудничество, аскетизм, красоту и силу духа. Сюжетную остроту житийному повествованию придеёт обилие бытовых сцен из жизни печерского игумена. Традиционный житийный сюжет, который должен свидетельствовать о смирении святого, под пером Нестора обретает конкретность бытовой ситуации, обрастает диалогическими сценами, оживляющими рассказ, а лежащий в основе эпизода мотив неожтданного прозрения превращает его в миниатюру новеллистического характера. Подробностями бытового характера насыщены чудеса, творимые Феодосием. Житие имеет классическую трёхчастную композицию, где биографическую часть обрамляют риторические вступление и заключение. Отдельные эпизоды объединены личностью гл героя и автора-повествователя. Они расположены "по ряду", подчиняясь либо хронологии событий, либо общей тематике рассказов. Житийное повествование строится на контрастах. Если рядовые монахи по праздникам вкушают кашу с мёдом и белые хлебцы, то Ф. довольствуется сухим хлебом и варёными овощами без масла, запивая их водой. Создавая преподобническое житие, Нестор использует характерные для этого жанра символические тропы., традиционна эпитетика жития, возвышенность стилю придаёт употребление сложных слов (медоточьные словеса). Активно обращается автор к системе сравнений и аллегорических картин, уходящей корнями в книги Священного Писания. Символика числа 3 (3 побега из дома). Житие Феодосия Печерского заложило основу для развития в русской литературе жанра преподобнического жития, оказав влияние на поэтику агиографических произведений о Сергии Радонежском, Кирилле Белозерском, Пафнутии Боровском и т.д.